- Художественное учебное заведение Баухауз
Художественное учебное заведение Баухауз
Баухауз (нем. Bauhaus – "дом строительства") – Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству XX века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей.
Девиз Баухауза: "Новое единство искусства и технологии". Влияние идей Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауза – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухауз был основан в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера.
Идеалом для "баухаузовцев" были средневековые артели строителей соборов: зодчие, каменщики, мастера витражных дел и настенной росписи, в течение многих лет трудившиеся над реализацией одного проекта, делали все вместе – жили, работали, молились. Не случайно само слово "баухауз" созвучно слову "баухютте" – так в средневековье называли дом, в котором жили строители во время сооружения собора, длившегося десятилетиями, а то и веками. И вслед за средневековыми зодчими "баухаузовцы" стремились к тому, что они сами называли "синтезом ремесла и искусства".
Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал шесть месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи. По инициативе правительства преподаватели Баухауза организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые четыре года.
В 1925 году Баухауз переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауза.
В 1928 году Гропиуса на посту директора сменил Ханс Майер. С 1930 по 1933 год Баухауз возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 году под давлением властей Баухауз пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами.
Многие преподаватели и студенты Баухауза эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу "Новый Баухауз"; архитекторы Вальтер Гропиус, Марсель Брейер и Мис ван дер Роэ, художники Пауль Клее, Лионел Файнингер, Василий Кандинский, Оскар Шлеммер, Георг Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
После объединения Германии интерес к концепции баухауза заметно вырос, и веймарской Высшей школе архитектуры, пришедшей на смену Баухаузу в 1940-х годах, было возвращено историческое имя. Сегодня Университет Баухауз сочетает черты технического и художественного образования, строго следуя идеям, заложенным еще в 20-е годы прошлого века.
В Баухаузе обучаются около четырех тысяч студентов. Кроме старейшего, архитектурного, подготовка студентов ведется еще на трех факультетах: инженерно-строительном (открывшемся 50 лет назад), дизайна и оформления и факультете по изучению средств коммуникации, основанным в середине 1990-х.
По сути, Баухауз заложил основы понимания дизайна как комплексной дисциплины, определив ее основные направления и методику преподавания профессии. До сих пор пропедевтика (введение в науку) почти всех без исключения дизайнерских учебных заведений во всем мире строится на баухаузовских программах, разработанных и впервые примененных Иттеном, Шлеммером, Альберсом, Кандинским и другими.
Помимо этого, Баухаус внес инновативный художественный вклад в театр, фотографию, графику, шрифт, архитектуру – во все направления визуального проектирования и творчества.
Сегодня памятники Баухауза можно обнаружить в разных уголках планеты – от Чили до Израиля. От страстной проповеди "архитектуры будущего" остались, прежде всего, принципы практичности и экономичности.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.